Россия не рассчитывает на строительство газопровода “Турецкий поток”, следует из первых высказываний Владимира Путина о проекте после ухудшения отношений с Анкарой. Президент выдвинул для продолжения проекта, по сути, невыполнимые для Турции условия. Отмена проекта будет означать, что уже сделанные инвестиции “Газпрома” на 400 млрд руб. в обозримом будущем не окупятся, пишет “Коммерсантъ”.
Вчера в ходе пресс-конференции Владимир Путин заявил: для продолжения проекта “Турецкий поток” необходимо, чтобы “нам Еврокомиссия письменные гарантии представила того, что все маршруты, в том числе возможный маршрут через Турцию в Европу, не только реализуем, но и является приоритетным, и Еврокомиссия будет его поддерживать”. По его словам, “если турецкие партнеры “Газпрома” принесут такую бумагу из Брюсселя, мы будем двигаться дальше, но пока, к сожалению, этого не видно”. Это первое публичное заявление президента о судьбе проекта после обострения отношений с Турцией. По данным издания, в администрации президента обсуждалась отмена “Турецкого потока”. В итоге он был только заморожен, но Владимир Путин вчера, по сути, поставил на проекте крест.
Во-первых, с середины 2000-х годов ни один проект по доставке российского газа в Европу не получал поддержки ЕК, а о “Турецком потоке” замглавы ЕК Марош Шефчович не раз высказывался очень критически. Во-вторых, Турция априори не может обеспечить гарантии от ЕК, так как даже не является страной ЕС. При этом турецкие власти неоднократно заявляли, что заинтересованы, прежде всего, в одной нитке “Турецкого потока” для собственных нужд, а возможный транзит газа в ЕС называли проблемным. “Сложно сказать, что именно президент имел в виду, но звучит так, что Россия выдвигает очень сложные для исполнения требования, чтобы объяснить отказ от проекта”, — полагает Мария Белова из Vygon Consulting. При этом Владимир Путин вчера же заявил, что гарантии ЕК нужны и для газопровода Nord Stream-2 через Балтийское море. Брюссель не только их пока не дал, но, напротив, ЕК очень настороженно относится к проекту, и сегодня лидеры ЕС будут обсуждать его соответствие духу санкций в отношении России. Но отсутствие гарантий не помешало “Газпрому” начать строительство инфраструктуры и объявить тендер на трубы для Nord Stream-2.
Отказ от “Турецкого потока” означает, что “Газпрому” придется продолжить транзит газа через Украину. Год назад глава компании Алексей Миллер жестко обещал остановить прокачку к 2020 году. Позиция начала смягчаться к осени, когда монополия выразила готовность обсуждать с “Нафтогазом Украины” продление транзитного контракта. Вчера Владимир Путин четко подкрепил эту позицию. “Я не уверен, что нужно прерывать украинский транзит”,— подчеркнул он, уточнив, что перспективы переговоров будут зависеть от того, сможет ли украинская сторона обеспечить “правовое и административное регулирование (своей газотранспортной системы.— ред.) по самым высоким стандартам”. Впрочем, Киев уже полтора года безуспешно ищет европейских и американских инвесторов для своих газопроводов.
“”Газпрому” нужно очень постараться, чтобы обеспечить своих потребителей без “Турецкого потока” и украинского маршрута”,— отмечает Мария Белова. Только если будут построены крупные интерконнекторы на Балканах Eastring и Tesla (Еврокомиссия поддержала эти проекты), монополия теоретически сможет снабжать всех потребителей после расширения Nord Stream до 110 млрд кубометров в год и снятия ограничений с его наземного продолжения. В то же время Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research призывает не придавать слишком большого значения нынешней риторике: “Пока “Турецкий поток” строить нельзя, но официально отказываться тоже было бы недальновидно”. Ведь тогда “Газпрому” придется списать минимум 400 млрд руб. инвестиций в расширение инфраструктуры на территории РФ.
|